Кто такой святой? Это человек, который просиял небесным светом.
Обычные люди сияют грехом. От них исходит такой в духовном плане мерзкий бесовский запах. Как они живут? Они в постоянной распре со всем миром. Они всё время всех осуждают, они всё время всеми недовольны. Они никак не умеют себя вести прилично. Они говорят на каких-то скверных диалектах, употребляя такие слова, от которых уши вянут, и человек перестаёт вообще воспринимать нормальную речь. И они создают такую атмосферу на нашей земле, в которой мы вынуждены жить. И наша атмосфера поднебесная вся исполнена духов злобы, жульничества. Наша страна такая большая, но какую бы сферу мы ни взяли, все от мала до велика бесконечно врут, начиная уже с двухлетних детей.
И каждый ребёночек как ангел рождается в человеческое общество и уже к двум годам своей жизни начинает портиться. Причём портиться не умственно, а портится его сердце, его душа. Он начинает манипулировать взрослыми, он хочет добиваться своего во что бы то ни стало, он обвиняет всегда других. Первые его слова, когда что-то произойдёт: "Это не я". А когда уже поймали с поличным: "Мама, прости, больше не буду!" – и через пятнадцать минут то же самое. Полная бессовестность, начиная от самых маленьких и кончая самыми старенькими.
Поэтому в обществе атмосфера жуткая.
Торговцы оптом воруют, торговцы в розницу воруют, строители объявляют три цены за свое дело. Хоть плати десять цен, всё равно будет халтура, и всё равно украдут материал, всё равно. Так называемая правоохранительная система охраняет только себя и больше никого. А уж про судебную систему лучше и не говорить. Она в бесконечно уничтоженном состоянии.
А посмотрите, что за семьи, как они живут? Какие взаимоотношения мужа и жены, отца и матери, внука и бабушки – тихий ужас. Один мой друг лежит в больнице. Его посетила моя одна знакомая и говорит: "Ужас". Ну потому что она врач и понимает, что надо. А тот человек, что привёл, говорит: "Ну почему ужас-то?". Потому что привыкли доверять. А она говорит: "Я же не сказала: "ужас-ужас-ужас", я сказала просто "ужас"". И по отношению к больному, и как проводится лечение, и прочее, прочее, прочее. Человек непрофессионал не может в этом разобраться.
И то же самое творится у нас в головах. Я вот на этом месте стою сорок лет, и ничего не меняется. С некоторыми я уже тридцать лет, с некоторыми тридцать пять, есть несколько человек, с которыми сорок, и ничего. Как была злая, как собака, так и сейчас такая же. "А можно причаститься? А в понедельник? А ещё в среду?» Ну, пожалуйста, Чаша что ли моя? Ну причастилась. Но как ещё в XI веке Симеон Новый Богослов говорил: ну да на земле ты причастился, а на небе нет. Всё превратилось в спорт. "Благословите", "благословите". Шестьсот человек стоит: "благословите, благословите". Ну на, на, на, на… Выпей кровь до конца, тебе что, легче станет? И "причаститься", "причаститься", "причаститься"… Потом на исповеди выясняется: "а я это не читал…", «я не то ел…", "я не то пил…" Какое моё дело? Ты перед своим Богом стоишь или падаешь.
А некоторые детей тащат в церковь. "Он, – говорит, – в церковь не ходит". Чего в церковь ходить? Церковь – для того, чтобы в неё ходить что ли, как в цирк? То есть вообще человек не понимает. Раньше я крестил часто и много. Рекорд у меня – пятьдесят два человек в день. И что? Один раз мне только сказали, зачем человек хочет креститься. Один единственный! Из тысяч, которых я крестил. Человек не понимает ничего. Ни зачем венчание, ни зачем креститься, ни зачем жить в Церкви, ну и, конечно, ничего не понимает в Священном Писании.
Спрашивается, зачем всё это? Каждый хочет себе чего-то такого с Церкви взять. Батюшка для чего? Чтобы ответы давать, как автомат. Как в Сбербанке, кнопочку нажал – билетик вынул. "А, вам снять деньги со счёта? Пройдите. А вам положить? Нате" Вот и всё – чтоб такого поиметь? Как будто Церковь этому учит. Нет. Церковь учит, как дать. Бог говорит: Сын мой! Отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26). А мы всё с Богом хотим какие-то товарно-денежные отношения установить. Это бессмысленно. Ну хотя бы задуматься немножко.
Сын Божий, Им же вся быша, сошёл на землю, родился от Пречистой Девы Богородицы, для того чтобы людей спасти, заплатил за это собственной кровью, собственными мучениями, пребыванием в тюрьме, пережил страшную клевету. А как мы себя ведём? «Ой, а если она про меня что подумает?» Эх, какая трагедия! Тебя что, к кресту прибили что ли под иерусалимским солнцем!
В чём проблема: она подумает? Чего мы хотим достичь? Чтоб никто ничего не думал… плохого. А апостол говорит: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6, 26). То есть наша жизнь полностью от начала до конца противоречит Священному Писанию.
Протоиерей Димитрий Смирнов